Все существующие типы подшипников (а их очень много) классифицируются согласно своих параметров (тип, размер, модификация) на серии, которые имеют базовое обозначение, складывающееся из нескольких цифр, к которым могут добавляться и буквы. При этом существует несколько разных систем классификации, из которых в нашей стране распространены две – по отечественной системе (со времен СССР) и по международной (поскольку в страну ввозят много импортных и китайских подшипников). В последнее время на международную систему обозначений серий подшипников переходят также отечественные заводы (или указывают дополнительно в скобках на маркировке), поэтому на сайте рассматривается международная для предотвращения возможной путаницы.
Расшифровка серии
Первые знаки номера подшипника всегда указывают на его тип (это может быть одна или несколько цифр, а также буквы, например, NU, NJ и другие). Следующие – на размерную серию (ширина и диаметр). Таким образом, первые три обозначения кодируют серию подшипников полностью. Две последние цифры указывают на диаметр вала (внутренний диаметр подшипника). В общем случае указанное число необходимо умножить на 5 и получится размер в миллиметрах. Этому правилу не подчиняются миниатюрные и крупногабаритные подшипники (менее 10 или более 500 миллиметров соответственно), а также различные специальные (например, ступичные, специфические китайские). Кроме того, цифровые обозначения отличаются для подшипников с диаметрами посадочных отверстий 10 мм – «00» , 12 мм – «01», 15 мм – «02» и 17 мм – «03».
Схема маркировки серий подшипников
Существующие стандарты
Указанная кодировка серий используется по стандарту ISO 15:1998. Для роликовых конических действует стандарт ISO 355:1977, а для упорных подшипников – ISO 104:2002.
Цифровая кодировка типов подшипников (основа понятия “серия”)
0 – Двухрядные шариковые радиально-упорные (если стоит на первом месте, то не указывается);
1 – Шариковые самоустанавливающиеся (двухрядные);
2 – Роликовые самоустанавливающиеся (двухрядные);
3 – Роликовые конические;
4 – Двухрядные радиальные шарикоподшипники;
5 – Шариковые упорные подшипники;
6 – Шариковые радиальные подшипники (однорядные);
7 – Роликовые цилиндрические упорные подшипники;
N – Роликовые радиальные цилиндрические подшипники. N – основное конструктивное исполнение, NJ – внутреннее кольцо выдвигается в одну сторону, NU – наружное кольцо в одну сторону и т.д.
QJ – С четырехточечным контактом.
Дополнительная маркировка
Справа от номера подшипника проставляются дополнительные обозначений модификации – открытый или закрытый, увеличенный зазор или уменьшенный, материал сепаратора и его конструктивные особенности, класс точности и прочее.
Серии на сайте
На панели справа указаны серии подшипников – вместо каких-либо цифр указываются нули. То есть, если вам нужно узнать цену подшипников 22222, Вам следует выбрать серию 22200, а если 608ZZ, то серию 600.